Какова зарплата педагога?
Порассуждать на эту тему меня подтолкнуло высказывание одного из чиновников на одной из пресс-конференций, который сказал, что учителя, жалующиеся на свою низкую зарплату, просто не хотят зарабатывать (к сожалению, ссылку на источник потерял).
За всех учителей я, конечно же, сказать не могу. Но давайте рассмотрим зарплату провинциального преподавателя системы НПО, коим я и являюсь.
Сначала простая математика. Одна полная ставка – 720 часов. Оклад за ставку – 4200 руб. Обычно после этих цифр скептики, говорят – ну, это же оклад, там еще доплаты и добавки различные… В чем то они правы, доплаты есть. Что это за доплаты: за классное руководство, за заведование кабинетом, за проверку тетрадей, за квалификационную категорию, стажевые. Со всеми этими надбавками моя зарплата без вычета НДФЛ составляет примерно 8500 рублей. Считайте, велики ли они, эти надбавки.
Учитывая вышесказанное, вижу два пути для увеличения дохода:
- Работать более чем на одну ставку: полторы, две, а может и больше.
- Брать больше занятий с внебюджетными группами.
Что мешает?
Ставка в 720 часов установлена не «с потолка». 720 часов в год – это 72 часа в месяц или около 20 часов в неделю. Кому то может показаться, что 20 часов в неделю очень мало. Но не стоит забывать, чтобы работать качественно и полноценно выполнять свои обязанности преподаватель должен еще и готовиться к занятиям. А это с лихвой перекроет по времени сами занятия. Плюс проверка тетрадей, плюс работа с обучающимися, плюс работа по обустройству кабинета – на это тоже время надо, не так ли? Получается, если педагог берет нагрузку в, скажем, две ставки, то он будет занят на уроках 40 часов в неделю. Сможет ли он оставаться при этом «Педагогом» или превратится в бездушную машину?
Помнится, мне сказал сторож-кочегар из нашего учебного заведения: «Тебе хорошо, ты сейчас пойдешь в кабинет, сядешь и будешь вести урок, языком чесать. А мне, вот, сторожить надо – работать». Действительно, подумал я, уж лучше сторожить при равных-то зарплатах 😀 . Из этого мини диалога я сделал вывод: работу учителя может оценить только учитель.
Второй вариант зарабатывать больше – работать с внебюджетными группами. Сколько можно заработать? Считаем стоимость одного часа: 4200 (оклад) * 10 (месяцев учебного года) / 720 (одна ставка) = 58 рублей. Таким образом, стоимость одного часа работы с внебюджетными группами равна почти 60 рублям. В моем случае работа с внебюджетными группами заключается в подготовке водителей. Т. е. работа, требующая высокой квалификации преподавателя, ответственного подхода и все это – за 60 рублей в час. Вы где-нибудь видели такие расценки?
Меня удивляет, что учителя на своих сайтах практически не затрагивают проблему низкой оплаты труда. Может, действительно настоящий учитель должен работать больше за идею, нежели чем за материальные блага? Но ведь деньги надо получать, хотя бы для того, чтобы питаться. А, вот, если учитель начнет работать на две ставки, то кушать некогда будет 😀 .
Затрону, пожалуй, еще одну проблему. Все известно, что новый «Закон об образовании» упразднил НПО, как уровень образования. И в связи с этим возникает много недоразумений по части заработных плат. Все повышения зарплат учителям проходят мимо педагогов НПО. Получается мы не учителя? Замкнутый круг… Училищ нет, есть только колледжи. Но преподаватели нашего колледжа получают надбавку 15% к окладу, а мы НЕТ – ведь мы же НПО.
При всех этих проблемах, работу менять не хочется. Ну, нравится мне быть педагогом и выполнять со всей большой армией педагогов одну великую миссию: растить и воспитывать будущее нации!