Плюсы и минусы аттестации в НПО
На мой взгляд, большинство преподавателей выбирает заочную форму прохождения аттестации. При такой форме педагог составляет аналитическую справку и лист самооценки. В аналитической справке – полностью анализирует свою деятельность, описывает результаты, свои цели и методы обучения и т.д.
Заполнение листа самооценки профессиональной компетенции подразумевает заполнение шаблонной таблицы с различными критериями. Аттестационная комиссия присваивает значениям этих критериев определенное количество баллов, которые суммируются. И именно эта сумма баллов позволяет комиссии принять решение о соответствии педработника той или иной квалификационной категории.
В чем преимущества современного способа аттестации? Плюсы я вижу именно в заочном способе. Преподаватель без отрыва от производства заполняет соответствующие документы и отправляет их в аттестационную комиссию. Чаще всего при наличии ошибок в документации или недостаточного количества баллов, бумаги вернут на доработку, никто не будет сразу же фиксировать неудачную попытку. Ведь, если комиссия посчитает, что преподаватель не соответствует заявленной категории, то в следующий раз повторно аттестоваться можно не ранее чем через два года.
При очном способе педагог также составляет лист самооценки, но аналитическую справку не делает, а выступает перед комиссией с презентацией. Если по ходу доклада у членов комиссии возникают вопросы, они их задают и в итоге приходят к решению: соответствует педагог категории или нет.
Сколько нужно баллов для первой и высшей категории?
Для преподавателей НПО установлены следующие пороговые значения баллов:
- свыше 96 баллов – первая квалификационная категория;
- свыше 120 баллов – высшая категория.
Легко ли набрать нужное количество баллов?
Необходимое количество баллов набрать достаточно сложно. Приведу несколько конкретных примеров.
Критерий «прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки по информационным технологиям (за 5 лет)». Баллы: есть удостоверение – 1 балл, свидетельство или диплом – 2 балла.
Видите нестыковку? Свидетельство приравнено к диплому. Преподаватель информатики нашего учебного заведения для аттестации по этому критерию хотела приложить диплом о высшем образовании, но сказали – нельзя, ведь диплом был получен более пяти лет назад. А что надо? Удостоверение или свидетельство! Человек преподает информатику и у него требуют прохождение курсов по информационным технологиям. Другими словами, она пять лет обучалась в ВУЗе и это не подходит для аттестации, а пройдет курсы в 30 часов и получит один балл…
Также хотелось бы сказать по поводу грамот и дипломов за различные заслуги. За грамоту областного уровня присуждается 3 балла, а за победу в конкурсе областного уровня – 4 балла.
Побеждайте хоть десять раз в году, засчитают только одну победу. Отсюда получается наиболее оптимальный алгоритм получения наград – по одной в год. Просто участие в конкурсах профессионального мастерства нигде не засчитывается!
Например, под моим руководством два обучающихся заняли призовые места на одном конкурсе. Засчитали только одну грамоту. Баллы, конечно, за подготовку победителя соревнований приличнее – 5 баллов, но мог бы получить и 10.
Где брать баллы?
Больше баллов можно набрать в разделе «Продуктивность». За последние три года баллы выставляются по отдельности за каждый год. Если средняя отметка по предмету соответствует областному показателю – 3 балла, если выше – 6 баллов. Если ваши обучающиеся за последние три года имели среднюю отметку выше областной, то вам присудят сразу 18 баллов.
И вот здесь, как мне кажется, каждый преподаватель стремиться превзойти среднеобластной показатель. Соответственно, и сам показатель с каждым годом становится все выше и выше…
На этом пока остановлюсь, но я уверен, что к проблемам аттестации еще вернусь.