Нормы закона "Об образовании в РФ" нуждаются в разъяснении

Нормы закона «Об образовании в РФ» нуждаются в разъяснении


Нормы закона «Об образовании в РФ» нуждаются в разъясненииМногие новшества, предусмотренные принятым в конце прошлого года федеральным законом «Об образовании в РФ», вызывали настороженность и в профессиональной среде, и у широкой общественности. Теперь, когда закон вступил в силу, стало ясно: опасения по большей части не оправдались.

О проблемах, возникающих в системе образования в связи с реализацией закона, рассказала директор правового департамента Минобрнауки России Марина Лукашевич.

— Марина Борисовна, прошло почти три месяца с момента вступления в силу закона «Об образовании в РФ». Как идет работа по его реализации? Какие сложности возникают?

— Особых сложностей пока не наблюдается. После принятия закона до вступления его в силу был предусмотрен достаточно большой период, и он обеспечил возможность необходимых шагов для его выполнения. По отдельным вопросам — наименования образовательных организаций, уставов, а также лицензий и свидетельств о государственной аккредитации на осуществление образовательной деятельности мы определили переходный период до 1 января 2016 года. Дали образовательным учреждениям достаточно времени для решения этих вопросов в штатном режиме.

Минобрнауки обеспечило экспертно-разъяснительное сопровождение нового закона. Мы с самого начала понимали, что одними только своими силами не сможем ответить на все вопросы, которые могут возникнуть, поэтому в интернете были организованы две онлайн-площадки, где можно получить помощь специалистов. Работу этих площадок обеспечивают эксперты Институт образования Высшей школы экономики и МЦФЭР.

Институт образования НИУ ВШЭ провел также серию обучающих семинаров для работников системы образования во всех регионах России — заключительные семинары состоялись в середине ноября в Москве, Омске, Якутске.

Сейчас, оглядываясь назад, мы понимаем, что решение об организации масштабной разъяснительной работы было правильным. Есть обратная связь, мы видим, какие вопросы интересуют коллег на местах.

— Что это за вопросы?

— Пока они в основном связаны с правовым статусом образовательных организаций. Часто вопросы носят уточняющий характер, многие спрашивают, точно ли можно переименоваться или переоформить лицензию — до 1 января 2016 года.

Есть вопросы и содержательные, например, связанные с экстернатом. Раньше экстернат был формой обучения, сейчас у нас предусмотрены, кроме традиционных форм обучения в образовательной организации, еще две формы получения образования вне их — семейное образование и самообразование. В новом законе более четко прописано, что экстерны обучаются вне образовательного учреждения и зачисляются в него лишь для прохождения соответствующей аттестации. Вообще-то экстерны и раньше обучались вне школы, но это не было настолько четко обозначено, поэтому сейчас возникают такие вопросы.

Я полагаю, через год-два предстоит еще одна волна уже более содержательных вопросов, так как многие нормы пока остаются недооцененными.

Среди них, например, норма о педагогической экспертизе, которую должны проходить нормативно-правовые акты, связанные с образованием.

Педагогическую экспертизу пройдут и уже действующие документы. Если окажется, что они препятствуют педагогической деятельности, будем находить варианты решения совместно с экспертами.

Еще одна недооцененная педагогическим сообществом возможность — мониторинг в системе образования. По новому закону такой мониторинг должен быть организован на федеральном региональном и муниципальном уровнях.

—  Ряд вопросов связан с обучением в аспирантуре, которая стала теперь третьим уровнем высшего образования. Сохранится ли соискательство?

— Программы аспирантуры (адъюнктуры) теперь называются программами подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. По ним будут установлены федеральные государственные образовательные стандарты, как для бакалавриата и магистратуры, а докторантура теперь у нас регулируется Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Часто приходится слышать, что новый закон отменяет соискательство. В действительности институт соискательства остается, но он будет называться иначе. Согласно новому закону, человек, получающий образование в форме самообразования и зачисляющийся в учебное заведение только для прохождения государственной итоговой аттестации, называется экстерном. Соискатели — те же экстерны, так что вводить для них специальный термин посчитали избыточным.

— Еще одна «страшилка» в связи с новым законом — закрытие профучилищ по причине упразднения начального профессионального образования как уровня обучения. Мрачные прогнозы не сбылись?

— Конечно, нет. Те, кто начал учиться по программам начального профессионального образования, продолжат в силу закона обучение по программам подготовки рабочих и служащих — одной из разновидностей среднего профессионального образования. Переобучаться или подтверждать дипломы им не придется. А образовательные учреждения начального профессионального образования до 1 января 2016 года должны будут переименоваться в профессиональные образовательные учреждения.

РИА Новости

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


(14) комментариев

  1. Элли

    Ну конечно, у образовательных учреждений нет более важной задачи, как заняться оформлением лицензий. Процесс обучения побоку и давайте бегать по инстанциям.

  2. Вован

    Этот закон могли придумать только в России, нашим депутатам больше нечем заняться, они могут только усложнять жизнь гражданам!

    1. Екатерина

      И в правду, такое возможно только в нашей любимой Родине. Сначала копируют, модель другой страны, а доделать да нашей забывают. 

  3. Oggonek

    Слегка не ясно, зачем бегать по всем инстанциям ради бумажек. Хотя, раз хотят, ну пусть тогда будет. Главное чтобы в дальний ящик не положили это все и лицензии выдавали тем кто реально все сделал для этого, а не абы кому. Про обучение тоже забывать не надо. Бумаги бумагами, но все можно думаю можно делать попутно.

  4. Галина Сирая

    Интересно, чем же это проффессиональные образовательные учреждения будут отличаться от начальных проффесиональных учебных заведений? Только названием или качество обучения профессии там будет на порядок выше? Надеюсь поменяется не только название.

  5. Shutnik

    Депутатам конечно делать нечего, они же должны показывать хоть какую-то работу: то милицию в полицию переименуют, то учебные заведения в другой статус переведут.  А что, надо же хлеб с икрой отрабатывать!

  6. Галя

    Даже в сфере образования смогли все усложнить и особых улучшений практически не появилось.

  7. Василиса Премудрая

    По моему скромному мнению,переход на Западную (то бишь Болонскую) систему в образовании пока дается тяжело: педагоги тольк-только сами вникают в процесс, привыкают к новым требованием и стандартам. А что уж тут говорить окачестве обучения...

  8. Лексус

    Про самообразование заинтриговало. Вот прекратят финансирование школ- и айда все учиться дома..сами!

  9. виола петрова

    Боюсь и страшусь самообразования, каким образом это будет аттестироваться и для чего тогда лецензия школам, если обучаться можно дома, породокс какой-то?

  10. Ирина

    Мне кажется, из-за данного закона  у нас в стране еще долго будет полная неразбериха в образовании.

  11. lera

    Депутаты вечно все усложняют, мне кажется что в образовании есть гораздо более серьезные проблемы,которыми нужно заниматься и решать.Самое большое недоумение у меня вызывает вопрос о самообразовании, а зачем же школа и учителя ?

  12. Владимир Б.

    Несмотря на то, что Законы вступают в силу после публикации их в средствах массовой информации (а не сразу после их принятия депутатами), на реализации уходят годы. А о сложностях, возникающих после принятия всех норм права, должны говорить не чиновники, а простые сограждане. В нашем случае, работники образовательной сферы. Придерживаюсь мнения, что любая реорганизация противоречит организации. Кому это на руку?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Написать мне
Ваше сообщение успешно отправлено.
Я отвечу вам быстро, насколько это возможно.



10 + 8 =