Плюсы и минусы аттестации в НПО


Второй раз за свою преподавательскую деятельность аттестовался на первую категорию. Первый раз – очно, второй – заочно. В этой заметке мой субъективный взгляд на аттестацию педагогических работников.

Плюсы и минусы аттестации в НПОНа мой взгляд, большинство преподавателей выбирает заочную форму прохождения аттестации. При такой форме педагог составляет аналитическую справку и лист самооценки. В аналитической справке – полностью анализирует свою деятельность, описывает результаты, свои цели и методы обучения и т.д.

Заполнение листа самооценки профессиональной компетенции подразумевает заполнение шаблонной таблицы с различными критериями. Аттестационная комиссия присваивает значениям этих критериев определенное количество баллов, которые суммируются. И именно эта сумма баллов позволяет комиссии принять решение о соответствии педработника той или иной квалификационной категории.

В чем преимущества современного способа аттестации? Плюсы я вижу именно в заочном способе. Преподаватель без отрыва от производства заполняет соответствующие документы и отправляет их в аттестационную комиссию. Чаще всего при наличии ошибок в документации или недостаточного количества баллов, бумаги вернут на доработку, никто не будет сразу же фиксировать неудачную попытку. Ведь, если комиссия посчитает, что преподаватель не соответствует заявленной категории, то в следующий раз повторно аттестоваться можно не ранее чем через два года.

При очном способе педагог также составляет лист самооценки, но аналитическую справку не делает, а выступает перед комиссией с презентацией. Если по ходу доклада у членов комиссии возникают вопросы, они их задают и в итоге приходят к решению: соответствует педагог категории или нет.

Сколько нужно баллов для первой и высшей категории?

Для преподавателей НПО установлены следующие пороговые значения баллов:

  • свыше 96 баллов – первая квалификационная категория;
  • свыше 120 баллов – высшая категория.

Легко ли набрать нужное количество баллов?

Необходимое количество баллов набрать достаточно сложно. Приведу несколько конкретных примеров.

Критерий «прохождение курсов повышения квалификации или переподготовки по информационным технологиям (за 5 лет)». Баллы: есть удостоверение – 1 балл, свидетельство или диплом – 2 балла.

Видите нестыковку? Свидетельство приравнено к диплому. Преподаватель информатики нашего учебного заведения для аттестации по этому критерию хотела приложить диплом о высшем образовании, но сказали – нельзя, ведь диплом был получен более пяти лет назад. А что надо? Удостоверение или свидетельство! Человек преподает информатику и у него требуют прохождение курсов по информационным технологиям. Другими словами, она пять лет обучалась в ВУЗе и это не подходит для аттестации, а пройдет курсы в 30 часов и получит один балл…

Также хотелось бы сказать по поводу грамот и дипломов за различные заслуги. За грамоту областного уровня присуждается 3 балла, а за победу в конкурсе областного уровня – 4 балла.

Но вот беда:
Если педагог за один учебный год участвовал в нескольких различных конкурсах и занял призовые места, то засчитываться при аттестации будет только одна грамота.
Но вот беда, если педагог за один учебный год участвовал в нескольких различных конкурсах и занял призовые места, то засчитываться при аттестации будет только одна грамота.

Побеждайте хоть десять раз в году, засчитают только одну победу. Отсюда получается наиболее оптимальный алгоритм получения наград – по одной в год. Просто участие в конкурсах профессионального мастерства нигде не засчитывается!

Например, под моим руководством два обучающихся заняли призовые места на одном конкурсе. Засчитали только одну грамоту. Баллы, конечно, за подготовку победителя соревнований приличнее – 5 баллов, но мог бы получить и 10.

Где брать баллы?

Больше баллов можно набрать в разделе «Продуктивность». За последние три года баллы выставляются по отдельности за каждый год. Если средняя отметка по предмету соответствует областному показателю – 3 балла, если выше – 6 баллов. Если ваши обучающиеся за последние три года имели среднюю отметку выше областной, то вам присудят сразу 18 баллов.

И вот здесь, как мне кажется, каждый преподаватель стремиться превзойти среднеобластной показатель. Соответственно, и сам показатель с каждым годом становится все выше и выше…

На этом пока остановлюсь, но я уверен, что к проблемам аттестации еще вернусь.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


(9) комментариев

  1. HelenTi

    Как все сложно и запутанно. Честно, уже порадовалась, что так и не захотела становиться преподавателем в школе (хотя сейчас иду на преподавание спец.предмета в ВУЗе). Помню, наши учителя собирали с нас грамоты, которые мы получали на олимпиадах по их предмету. Я лично одним международным конкурсом явно "выбила" своей учительнице по математики первую категорию. Как там эти грамоты-то учитываются?

  2. Нинель

    Именно эта "бальная" оценочная шкала, по-моему мнению, губит систему образования! Всегда деятельность преподавателя оценивалась на основе результатов и достижений его учеников, да и вообще, заполнение подобных аттестационных документов занимает много лишнего времени.

  3. Карина

    В общем, как всегда, сплошная бюрократия. Ценятся не знания учеников, а результаты на бумаге. Сама столкнулась с этим, когда проходила аттестацию.

  4. Евгения Волконская

    Согласна. В нашей стране одна бюрократия. Без бумажки ты никто. Не ценятся знания учителя, не ценятся успехи и достижения учеников, главное, чтобы на бумаге было все складно. А вообще аттестация штука неприятная, особенно очная. Тут еще немаловажную роль играет человеческий фактор - как к тебе относится руководство школы.

  5. Nadin

    Не знала, что в аттестации преподавателей все настолько запущено. Скорее всего, это система осталась с советских времен. Хотя даже не предполагаю, как вообще можно было ввести подобную алогичную систему. В таком виде она явно изжила себя и  требуется срочно ее менять. Иначе получается, что нету никакого стимула у преподавателей повышать свое профессиональное мастерство, а появляется только стимул "рисовать" показатели!

  6. Коллега

    В ВУЗе как таковой аттестации нет для преподавателей. Но количество побед на тех или иных конкурсов добавляет виртуальные баллы к рейтингу преподавателя и вносится в годовой отчет, на основе которого, в свою очередь, продлевается контракт на дальнейшее сотрудничество. Поэтому за Вас конечно немного обидно.

  7. Галина

    Действительно, все очень сложно и преподавателям приходится не легко с такой системой аттестации. Получается, многие факторы, влияющие на квалификацию просто не учитываются, но зато другие, которые не так важны и являются лишь ничего не значащей бумажкой, играют большую роль. Хорошо, что теперь можно пройти аттестацию заочно и не тратить свое время.

  8. Яна

    Да уж... Больше всего возмутили критерии оценки и присвоения баллов. Положительно отношусь к заочной форме аттестации: и удобнее, и субъективизма меньше.

  9. Евгения

    А для чего нужна эта аттестация? На что она влияет? Кстати по поводу прохождения курсов раз в 5 лет они правы, ведь технологии на месте не стоят. Пусть даже у человека высшее образование, со времен полученные знания становятся не актуальными и нужно их освежить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Написать мне
Ваше сообщение успешно отправлено.
Я отвечу вам быстро, насколько это возможно.



3 + 7 =