Новый закон об образовании. Что дальше?
Государственная дума приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании». Как следует из текста документа, законопроектом установлены общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования, государственные гарантии реализации права на образование. Кроме того, закрепляются права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями, признается равенство и конкуренция субъектов, осуществляющих образовательную деятельность.
Также законопроект предусматривает обеспечение равного доступа образовательных организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре.
Одной из новелл законопроекта является введение понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения:
- образование,
- воспитание,
- обучение,
- уровень образования,
- академическая степень,
- квалификация,
- образовательный стандарт,
- образовательная программа,
- общее образование,
- профессиональное образование,
- дополнительное образование.
Закрепляются современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения.
Вводится ряд новых инструментов, направленных на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги.
Предлагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Вводится образовательная программа среднего профессионального образования-подготовка квалифицированных рабочих (служащих), среднее профессиональное образование будет включать в себя два уровня образовательных программ: подготовка квалифицированных рабочих (служащих), а также подготовка специалистов среднего звена.
Расширяется круг субъектов, имеющих право осуществлять образовательную деятельность. Научные организации и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, смогут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду образовательных программ.
Также предлагается осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования и в ряде случаев в общеобразовательных организациях на третьей ступени общего образования.
В законопроекте предусмотрена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.